СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
6.4.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС
Общие положения системы информационного обеспечения ТЭ ВС включают сведения о требованиях, ограничениях и рекомендациях разработчика и изготовителя к системе сбора, обработки и использования информации о техническом состоянии ВС в процессе эксплуатации с целью поддержания летной годности ВС, обеспечения ожидаемых условий эксплуатации и установленных ресурсов ВС, их систем и изделий, корректировки режимов ТОиР и эффективного использования самолетов по назначению с учетом особенностей каждого авиапредприятия.
Информационное обеспечение ТЭ ВС включает информационное взаимодействие эксплуатанта с предприятиями разработчика, поставщика и государственных органов управления и контроля за безопасностью полетов в части обеспечения и поддержания летной годности ВС. Эти требования базируются на нормативных документах отрасли ГА России, рекомендациях ИКАО и являются общими для всех эксплуатантов ВС данного типа.
Ограничения на разработку системы информационного обеспечения ТЭ ВС для эксплуатанта включают ограничения условий эксплуатации ВС, установленные в эксплуатационной документации ВС, и ограничения, связанные с информационным обеспечением работ по установлению ресурсов и сроков службы и поддержанию летной годности ВС. Указанные ограничения определяют объем, регулярность и качество информации о техническом состоянии ВС, передаваемой эксплуатантом разработчику и изготовителю ВС.
Рекомендации разработчика и изготовителя к формированию системы информационного обеспечения ТЭ ВС каждым эксплуатантом должны содержать сведения об основных принципах информационно-управляющей системы, формируемой эксплуатантом для эффективного использования ВС данного типа. Указанные рекомендации должны быть разработаны на основе современных информационно-управляющих систем (ИУС), применяемых при технической эксплуатации отечественных и зарубежных типов ВС ГА.
Информационное обеспечение эксплуатанта обычно осуществляется в соответствии с положениями Программы ТОиР типа ВС или на основе самостоятельных разработок эксплуатанта при условии выполнения им установленных требований и ограничений к ИУС.
Для обеспечения и поддержания летной годности ВС эксплуатант в соответствии с требованиями действующих информационных норм и правил ГА должен:
— производить сбор и обработку информации о возникших отказах и особых ситуациях в полете из-за конструктивно-производственных недостатков авиатехники и доведения этой информации до разработчика, поставщика и государственных органов управления и контроля с целью разработки и внедрения мероприятий по устранению причин;
— производить сбор и систематизацию информации об ошибках летного и инженерно-технического состава, обусловленных несовершенством конструкции ВС, его систем, оборудования или эксплуатационной и ремонтной документации и доведение этой информации до разработчика, поставщика и государственных органов управления и контроля с целью разработки мероприятий по совершенствованию конструкции ВС, его систем, оборудования или эксплуатационной и ремонтной документации.
Эта информация является обязательной, а ее сбор, обработка и обмен производятся в соответствии с действующими положениями.
Кроме того для планирования и организации ТОиР ВС, устранения недостатков исполнителей ТОиР и собственных служб эксплуатанту рекомендуется производить сбор и обработку информации:
■ об отказах и неисправностях, вызванных ошибками исполнителей ТОиР; в о затратах труда, времени и средств на ТОиР;
■ о расходах запчастей, инструмента и материалов на ТОиР;
■ об эффективности и достаточности применяемых средств и оборудования, а также другая производственная и экономическая информация, применяемая на предприятиях эксплуатанта в системе ТЭ ВС.
Учитывая, что одинаковая информация применяется для решения различных задач как поддержания летной годности, так и повышения эффективности процессов технической эксплуатации, на предприятиях эксплуатанта рекомендуется формирование информационно-управляющей системы (ИУС). Основные принципы ИУС следующие.
Назначением ИУС является обеспечение высокого качества управления технической эксплуатацией (ТЭ) ВС за счет выполнения следующих основных функций:
— обеспечения всех уровней и звеньев управления ТЭ полной, достоверной и своевременной информацией о ТС АТ и состоянии производственных процессов ТОиР;
— обеспечения принятия технических решений по использованию ВС и восстановлению технического состояния изделий АТ на основе анализа указанной информации как по каждому экземпляру ВС, так и по всему парку ВС в соответствии с правилами (алгоритмами), изложенными в эксплуатационнотехнической документации с учетом располагаемого времени, материальных и трудовых ресурсов, оборудования и других условий;
— обеспечения эффективных управляющих воздействий по выполнению инженерно-техническими службами принятых решений на всех уровнях организационной структуры предприятия.
ИУС управления ТЭ ВС должна иметь многоуровневую и многоцелевую структуру. Здесь следует выделить 2 основных уровня использования ИУС: для автоматизированного управления ТЭ на основе эксплуатационного предприятия и, в первую очередь, для оперативного управления процессами использования и ТОиР ВС; для автоматизированного управления парком ВС на уровне регионального центра ТОиР, включая взаимодействие с организациями разработчика и изготовителя в процессе управления эксплуатацией всего парка ВС данного типа.
При оперативном управлении ТЭ ВС на уровне эксплуатационного предприятия с целью обеспечения высокой готовности вылета и в соответствии с особенностями назначения каждого типа ВС на ИУС возлагаются функции оперативной обработки сообщений о внешних проявлениях неисправностей с борта ВС, своевременной локализации отказа, определения объемов и потребной трудоемкости работ по его устранению, выявлению на складе наличия необходимых для замены агрегатов или ЗИПа и возможности своевременной их доставки, оценки возможности проведения указанных работ в межрейсовое время, а при необходимости подготовки замены ВС из резерва или на основе оперативной перестыковки рейсов. Кроме того на ИУС возлагаются функции оперативного планирования и корректировки сменно-суточных заданий производственным подразделениям, регулярного контроля и учета их выполнения, отображения текущей производственной ситуации, выявления и учета сбоев и обеспечения подготовки решений и мероприятий по ликвидации сбоев, формирования отчетноучетной документации и др.
Другой важнейшей задачей управления ТЭ ВС является обеспечение минимального времени пребывания их на периодических формах ТОиР. В этом случае на основе автоматизированного учета информации о ТС ВС (формируемой бортовыми средствами контроля, на основе замечаний экипажа, в процессе
ТОиР в цехах и обследования агрегатов и систем в отделе диагностики) — с одной стороны, и на их основе автоматизированного контроля выполнения плана налета, учета сведений о наработке и остатках ресурсов по агрегатам и системам планера, двигателей и АиРЭО, учета выполнения объема работ по ТОиР заданных нормативов по ТОиР и ограничениям использования — с другой стороны, ИУС формирует для каждого экземпляра ВС очередность, сроки поступления на ТОиР и требуемые объемы работ, а также заблаговременно передает эту информацию в цех ПТОиР. Одновременно с этим ИУС формирует и передает на склад материально-технического обеспечения (МТО) центра заявки на комплектацию агрегатов для замен и ЗИП с указанием срока исполнения, последний сообщается также в цех ПП для обеспечения своевременной доставки агрегатов и ЗИПа и в ОУП для контроля исполнения.
Выполнение всех этих функций ИУС обеспечивается за счет реализации ее в виде распределенной вычислительной сети.
Типовая структура рекомендуемой ИУС ТЭ транспортного типа ВС, представленная на рис. 6.12, объединяет в своем составе ИУС центра ТОиР ВС на базе соответствующего ЭП, информационные системы ЭП, связанных с указанным центром ТОиР, ИС разработчика и изготовителя.
Структура ИУС центра ТОиР представлена на рис. 6.12 в виде ряда производственно либо функционально ориентированных информационных подсистем, интегрированных на техническом и программном уровнях на основе средств локальной вычислительной сети (ЛВС), обеспечивающей распределенную обработку информации.
ИУС включает в себя следующие подсистемы (ПС):
■ ПС отдела диагностики (ОД);
■ ПС отдела оперативных технических решений, анализа технического состояния и управления ТЭ парка ВС (ОТР);
■ ПС цеха оперативного технического обслуживания (ОТО);
■ ПС цеха периодического технического обслуживания и ремонта (ПТОиР);
■ ПС цеха подготовки производства (ПП);
■ ПС цеха лабораторных проверок АиРЭО (ЛП);
■ ПС отдела материально-технического обеспечения (МТО) и складов;
■ ПС отдела управления производством (ОУП);
■ ПС отдела технологической подготовки производства (ОТПП);
■ ПС руководства и отделов управления центра ТОиР;
Структура ПС, входящих в состав ИУС, предполагает построение их на основе отдельных или объединенных в сеть магистральной или кольцевой структуры однотипных ПЭВМ. При этом каждая ПЭВМ выполняет функции автоматизации ИО конкретного рабочего места (например начальников цеха, смены, диспетчера цеха, инженера смены и др.), целесообразность автоматизации которого устанавливается на основе обследования функциональной деятельности и информационного обеспечения производственных подразделений ЭП.
Рис. 6.12. Структура управления технической эксплуатации ВС на основе ИУС |
На ПС цехов ОТО, ПТОиР возлагаются такие функции, как автоматизированное формирование на основе выданного сменного (суточного) задания технологического графика выполнения работ по ТО ВС с учетом численности наличного состава исполнителей и объема дополнительных работ, автоматизированная выдача заданий по ТО на рабочие места исполнителей, регулярный контроль и выдача для ОУП сведений о ходе выполнения работ по ТО ВС и обнаруженным в процессе ТО неисправностям, получения по запросу рекомендаций по устранению неисправностей и требуемых нормативов времени, справок о наличии и возможности поступления к заданному моменту времени запасных агрегатов блоков со склада (складов) центра ТОиР, учет мероприятий по устранению неисправностей и информации, связанной с ее описанием, передача сведений в базу знаний ПС отдела диагностики, автоматизированное формирование учетно-отчетной документации в процессе ТО ВС, а также расчет и анализ показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности цеха.
На ПС отдела диагностики возлагаются функции автоматизированного информационного обеспечения контроля технического состояния (ТС) АТ на основе методов неразрушающего контроля; контроля ТС авиадвигателей на основе анализа газодинамических параметров, вибрации, анализа масла; поиск неисправностей на основе информации об их внешних проявлениях и анализ неисправностей, регистрируемых как бортовыми средствами контроля, так и с помощью наземной КПА; анализа и прогноза изменения параметров функционирования агрегатов и систем ВС; расшифровки и экспресс-анализа с помощью имеющихся средств бортового и наземного контроля полетной информации, зафиксированной на эксплуатационных накопителях типа МСРП.
Наиболее перспективным направлением формирования ПС отдела диагностики является создание экспертных систем (ЭС), основу которых составляют проблемно-ориентированные базы знаний, сформированные на основе фактов и правил, например по внешним проявлениям и способам поиска и устранения неисправностей в различных системах и агрегатах ВС; в области неразрушающих методов контроля, в области спектрального анализа масла для двигателей, расшифровки и анализа полетной информации, изменения основных параметров функционирования двигателя и других систем самолета.
Помимо баз знаний в ЭС должны быть предусмотрены интерфейс с пользователем на проблемно-ориентированном языке непроцедурного типа, подсистема логического вывода, генерирующая рекомендации по решению искомой задачи, модуль отображения и объяснения решения и модуль приобретения знаний от экспертов.
Сообщения о необходимых дополнительных работах по ТО, установленных по результатам анализа ТС в отделе диагностики, поступают в подсистемы ОУП и ОТР.
Основной функцией ПС ОТР является выработка оперативных технических решений о режимах эксплуатации конкретного экземпляра ВС в зависимости от его технического состояния, требуемого и выполненного объема ТОиР и определяемых нормативно-технической документацией ограничений по его использованию.
Решения вырабатываются на основе накопления и анализа опыта как в самом центре ТОиР, так и на основе поступления соответствующей информации из других ЭП. При этом рекомендуется использовать имитационное моделирование текущей и планируемой ситуаций использования и ТО ВС.
На данную ПС ОТР возлагаются также функции контроля и прогнозирования количественных характеристик надежности, анализа эффективности действующих стратегий и режимов ТОиР ВС.
Для обеспечения указанных функций ПС ОТР осуществляет ведение базы данных о ТО и использовании ВС (учет наработки, количества посадок, остатков ресурсов и времени до ближайшей формы ТОиР, объемов выполненных и незавершенных плановых и дополнительных работ по ТО конкретного ВС), а также ведение базы данных о техническом состоянии всего парка ВС (учет отказов и неисправностей, измерения параметров технического состояния и т. д.).
Пользователями ПС ОТР также являются руководство ОУП и цеха ПТОиР в части получения справок о ТС конкретных экземпляров ВС, сроках их поступления на ТОиР и объемах работ по ТОиР.
На ПС склада МТО возлагаются функции автоматизированного учета поступления и контроля за расходованием агрегатов ЗИП (контроль неснижаемого запаса), а также функции обеспечения своевременной подготовки сменных агрегатов и ЗИП по заявкам ОУП и выдачи соответствующего сообщения в цех ПП для обеспечения их доставки в заданные сроки на рабочие места цехов ТО.
На ПС отдела технологической подготовки производства (ОТПП) возлагаются функции по подготовке технологических рекомендаций в процессе восстановления и совершенствования регламента и технологий ТОиР АТ. Структурно данная система строится по типу САПР.
На ПС ОУП, обеспечивающего в данной структуре в основном функции оперативного управления процессами использования и ТОиР ВС, возлагаются функции планирования, оперативной корректировки расстановки ВС под рейсы, планирования и выдачи в цеха и отделы ЭП сменно-суточных заданий, контроль их исполнения на основе регулярно поступаемых из цехов рапортов о ходе выполнения работ по ТО, выявление и учет сбоев в процессах использования и ТОиР ВС, а также обеспечение подготовки и учет оперативных решений по их ликвидации. Кроме указанных функций ПС ОУП выполняет также автоматизированный учет количества и причин задержек и отмен рейсов, учет выполнения доработок по бюллетеням и указаниям.
На ПС цеха ПП, учитывая его специфику и территориальное расположение участков, обслуживающих цеха оперативного ТО, возлагается функция управления обеспечением процесса ТО в цехах, а также функция планирования и анализа производственной деятельности цеха ПП и учета информации о движении материальных ценностей в цехах при ТО АТ.
На ПС цеха лабораторных проверок АиРЭО (ЛП) возлагаются функции учета информации по объектам ТО в процессе поиска и устранения неисправностей, планирования, контроля и анализа производственной деятельности на уровне лабораторий, управления обеспечением процесса ТО и учет движения материальных ценностей на уровнях цеха, участка обменного фонда.
На ПС руководства и отделов управления центра ТОиР возлагаются функции отображения текущей производственной ситуации, представления информации об использовании, ТС и ТОиР конкретного экземпляра ВС, а также информации о производственно-хозяйственной деятельности подразделений центра ТОиР.
Организационная структура типового цеха (участка) эксплуатационного предприятия (центра ТОиР) представлена на рис. 6.13. и 6.14.
Принципиальным здесь является введение на предприятии эксплуатанта двух производственных групп:
— принятия оперативных технических решений (ОТР);
— информационного обеспечения.
Через эти группы принимаются оперативные решения по восстановлению ВС во всех цехах (участках). Они входят в подсистему ОТР ИУС.
Группа принятия технических решений формируется из наиболее квалифицированных специалистов эксплуатанта и представителей разработчика, поставщика и государственного органа контроля, уполномоченных своими организациями на принятие решений в соответствующих условиях.
Группа информационного обеспечения состоит из операторов ЭВМ, производящих кодирование информации, ее ввод в ЭВМ, ведущих диалог с ЭВМ и представляющих результаты экспресс-анализа в группу принятия технических решений.
Рис. 6.13. Типовая организационно-информационная структура цеха
Контроль за принятием технических решений осуществляют предприятия разработчика и поставщика ВС и организаций государственных органов управления и контроля путем обмена информации через ЭВМ и информационные банки Эксплуатанта и соответствующих предприятий и организаций на основе единой информационной сети.
Создание единой информационной сети по новому типу ВС должно производиться в процессе подготовки эксплуатанта к эксплуатации этого типа ВС путем:
— оснащения эксплуатантов совместимыми ЭВМ во всех аэропортах базирования;
— обеспечения каналов связи между базовыми аэропортами, ремонтными предприятиями (центрами ТОиР), разработчиком, поставщиком и государственными органами управления контроля.
Организационная структура ИУС определяется эксплуатантом с учетом численности парка и типов ВС, производственных потребностей, наличия ЭВМ и их использования для решения задач управления эксплуатацией других типов ВС, располагаемых данным эксплуатантом. При этом отдельные подсистемы ИУС могут объединяться в одно автоматизированное рабочее место на основе ЭВМ или отдельные подсистемы могут состоять из нескольких АРМ при условии решения всех указанных задач управления технической эксплуатацией.
Разработка и поставка ИУС, оснащение предприятий программным обеспечением и ЭВМ являются функцией эксплуатанта.
Общие требования к формированию ИУС авиапредприятия следующие:
1. ИУС должна обеспечить замену бумажной технологии при решении задач управления эксплуатацией и ТО СВП электронной информационной технологией.
2. ИУС должна состоять из аппаратно-программных средств, представляющих собой подсистемы и функционально законченные модули (далее по тексту — подсистемы).
3. ИУС должна быть построена по функционально-модульному принципу и иметь открытую архитектуру, обеспечивающую возможность расширения номенклатуры технических средств и компонентов программного обеспечения (ПО).
4. Внутреннее строение ИУС должно характеризоваться следующими видами структур:
1) функциональные (элементы — функции, задачи, процедуры; связи — информационные);
2) технические (элементы — устройства, компоненты, комплексы; связи — линии и каналы связи);
3) организационные (элементы — коллективы людей и отдельные исполнители; связи — информационные, соподчинения и взаимодействия);
4) информационные (элементы — формы существования и представления информации в системе; связи — операции преобразования информации в системе).
5. Конкретная конфигурация ИУС создается путем объединения в единый комплекс соответствующих подсистем.
Должна быть обеспечена полная совместимость подсистем при работе в составе ИУС.
Должна быть обеспечена взаимозаменяемость однотипных подсистем.
6. Интеграция подсистем в ИУС должна осуществляться на техническом и программном уровнях посредством средств локальной вычислительной сети (ЛВС), обеспечивающей распределенную обработку информации.
7. Центральной частью ИУС должна являться распределенная система сбора, обработки и хранения информации, используемой при ТО и эксплуатации самолетов (вертолетов), формирующая центральную информационную базу ИУС.
Информация, сопровождающая процессы ТО и эксплуатации ВС, должна обрабатываться, передаваться и храниться с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
8. ИУС должна иметь технические средства самоконтроля и диагностирования, обеспечивающие проверку работоспособности системы и локализацию неисправности в ней с точностью до конструктивно сменной единицы, заменяемой в условиях эксплуатации.
9. Подсистемы должны функционировать в сетевом многопользовательском режиме.
10. Подсистемы должны быть снабжены встроенной многоуровневой инструкцией пользователя.
11. ИУС должна предоставить пользователям развитые сервисные функции:
1) защиту информации от несанкционированного доступа;
2) обеспечение полноты и правильности вводимой информации;
3) архивирование и разархивирование баз данных;
4) автоматическое периодическое копирование информации на внешние магнитные носители для их защиты при сбоях ЭВМ;
5) предоставление справочной информации по режимам работы подсистем;
6) просмотр и поиск необходимой информации в базе данных;
7) возврат к исходному состоянию информации в случае обнаружения пользователем ошибок во время ввода данных;
8) выдачу по запросу отчетов в установленных формах.
12. Ввод информации должен осуществляться методом «выбора из меню», на основе кодификаторов работ ТОиР и неисправностей (разд. 2).
Основным первичным носителем информации в ИУС о техническом состоянии ВС, его систем, изделий и оборудования в процессе эксплуатации ВС в России является «Карточка учета неисправностей авиатехники (КУН АТ) (рис. 6.15). Рекомендуемая ИКАО (Doc. 85/АН) форма «Карточки…» для ВС иностранного производства приводится на рис. 6.16, а правила заполнения определены действующими положениями.
Источникам информации для заполнения «Карточки…» являются:
•S акты расследования предпосылок авиационных происшествий; v’ оперативные донесения об особо опасных и впервые выявленных неисправностях (отказах) авиационной техники;
У карты-наряды на техническое обслуживание;
S ведомости дефектации;
•S бортовые журналы воздушных судов;
■S результаты расшифровки и анализа записей средствами контроля параметров работы, систем и оборудования (МСРП-А-0,2, АЦПУ);
S отчеты, заключения, акты и другие материалы по результатам исследований причин отказов.
Информация, переносимая в первичный носитель («Карточку…») должна отвечать следующим требованиям:
■S данные должны быть достоверными и полными;
■S данные должны носить фактический и своевременный характер;
S данные должны отражать фактические условия эксплуатации;
У данные должны сохраняться в течение срока, предусмотренного нормативно-технической отраслевой документацией.
ИУС на основе применения ЭВМ предлагается для автоматизации решения задач управления технической эксплуатацией парка ВС и всех изделий их комплектации в данном авиапредприятии, включая оценку технического состояния и безопасности полетов ВС, ТОиР и технологий их выполнения, обеспечение запчастями, оборудованием и документацией ТОиР, контроль качества и другие
Дата |
Борт № ВС |
ТИп ВС |
Номер двиг. |
Эксплуатант ВС |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Проявление неисправности ВС |
Этап обнаружения |
Последствии |
||||
На земле |
В полёте |
1 |
Задержка рейса |______ | час |_____ | мнн |
||
_2_ |
Замена ВС |
||||
11 |
Подготовка к вылету |
21 |
Взлёт |
3 |
АП |
12 |
Буксировка |
22 |
Набор высоты |
4 |
Инцидент |
Л- |
Запуск двигателей |
_22_ |
Эшелон |
_5 |
Без последствий |
-L-L |
Руление |
_24_ |
Снижение |
Причина задержки рейса |
|
Оперативное ТО |
_25_ |
Заход на посадку |
Поиск адреса неисправности |
||
_L6_ |
Периодическое ТО |
_26- |
Посадка |
Л. |
Устранение неисправности |
_LZ_ |
Прочие ТО |
27 |
Висение |
3 |
Ожидание запчастей |
18 |
Диагностирование Подтв. неисправное, на земле |
4 |
Ожидание средств ТО |
||
___ |
Подтвердилась |
Ожидание исполнителей |
|||
Форма ТО |
2 |
Не подтвердилась |
|||
3 |
Не проверялась |
Способ восстановления неисправности ВС |
| 1 | — без съёма изделий | 2 |- со съёмом изделий | 3 |
|- путём замены изделий |
||||
система, подсистема || |
|||||
Тип замененного/неисправиого комплектующего изделия |
Заводской № |
Адрес иа ВС |
Подтв. |
||
/ / |
/ |
/ |
|||
/ / |
/ |
/ |
|||
/ / |
/ |
/ |
|||
(продолжение на обороте) |
/ / |
/ |
/ |
Проявление неисправности комплектующего изделия |
Причина неисправности комплектующего изделия JJTJ — установленная QJ — предполагаемая
Элемент РЭО
Г————- |
| |
||||
Блок |
Суббл |
Узел |
Гр. эл |
Сх.№ |
|
Принятые меры в отношение комплектующего изделия |
1 |
Восстановлено в АТБ |
3 |
Направлено в ремонт |
5 |
Восстановл. представит, промышл. |
2 |
Списано |
4 |
Направлено на исследование |
6 |
Подлежит рекламации |
Дополнительные требования |
Воздушное судно |
2| — Двигатель |
3| — ВСУ | Комплектующее изделие |
|||||||||||
Тип (модификация) |
|||||||||||||
Заводской номер |
|||||||||||||
Завод — изготовитель |
|||||||||||||
Дата выпуска |
(месяц/год) |
(месяц/год) |
(месяц/год) |
||||||||||
Наработка |
снэ |
ч |
ц |
ч |
и |
I-ч 2-ц |
|||||||
ППР |
ч |
ц |
ч |
ц |
3-ц |
||||||||
Количество ремонтов |
|||||||||||||
Дата послед, ремонта |
|||||||||||||
Завод послед, ремонта |
|||||||||||||
Дата установки на ВС |
| (число/мссяц/год) | | (число/мссяц/год) |
||||||||||||
предприятие должность фамилия |
подпись дата таб. № |
Рис. 6-15. Форма ГА РФ сообщения о неисправностях АТ
|
|
задачи обеспечения технической эксплуатации, предусмотренные применением ИУС. Автоматизация решения каждой указанной задачи решается оборудованием автоматизированного рабочего места (АРМ), которое может использоваться только для решения одной задачи или нескольких в зависимости от объема накопленной и используемой информации, применяемых алгоритмов и программ, объема производственной деятельности данного авиапредприятия. Обмен информацией между АРМ определяется принятой технологией и структурой системы ИУС.
В число основных АРМ при формировании ИУС рекомендуется включать (рис.6.17):
■ АРМ БСК — АРМ бортовых систем контроля и регистрации;
■ АРМ ТС — АРМ управления техническим состоянием;
■ АРМ ЭТД — АРМ ведения эксплуатационной и ремонтной документации;
■ АРМ ЗИП — АРМ управления запасами агрегатов и запасных частей;
■ АРМ ПД — АРМ управления производственной деятельностью;
• АРМ СНО — АРМ управления СНО и КПА.
АРМ бортовых систем контроля и регистрации предназначен для автоматизации, входа, хранения, первичной обработки и анализа информации, поступающей с бортовых средств контроля и регистрации, в том числе: МСРП, БАСК и др., включая бортовой журнал ВС.
Рис. 6.17. Схема взаимодействия автоматизированных рабочих мест в ИУС авиапредприятия |
1. АРМ БСК обеспечивает выполнение следующих функций:
■ ведение информации по наблюдаемому парку ВС и полетам;
■ ввод и предварительную обработку информации с магнитных носителей БСК;
■ анализ данных полетов;
■ сбор данных и анализ техники пилотирования экипажей по наблюдаемым самолетам.
Функция ведения информации по наблюдаемому парку ВС и их полетам выполняется решением следующих задач:
■ ведение учета парка ВС;
■ ведение таблиц полетов;
■ ведение таблиц магнитных лент БСК;
■ ведение архива данных по полетам;
■ ведение таблиц магнитных носителей.
Задача ведения парка ВС позволяет:
■ просматривать БД «Парк ВС» в виде таблицы;
■ регистрировать новое ВС, которое включается в число наблюдаемых;
■ корректировать информацию о ВС;
• отмечать отдельные ВС и просматривать только отмеченные;
■ переходить на ведение таблицы полетов по всем или по выбранному самолету;
■ удалять информацию о ВС, которое более не наблюдается.
Задача ведения таблицы полетов позволяет:
■ просматривать БД «Полеты ВС» в виде таблицы;
• корректировать информацию о полете ВС;
■ отмечать отдельные полеты и просматривать только отмеченные;
■ определять наличие данных полета в кадровом и параметрическом виде;
■ просматривать данные полета в кадровом виде;
■ удалять информацию о полете.
Задача ведение таблицы магнитных лент БСК позволяет:
■ просматривать БД «Магнитные ленты ЭР» в виде таблицы по всем МЛ или только по необработанным;
■ регистрировать новую МЛ, полученную для обработки;
■ корректировать информацию о МЛ;
■ выбрать необработанную МЛ для обработки или обработанную МЛ для повторной обработки;
■ фиксировать стирание МЛ;
■ удалить информацию о МЛ.
Задача ведение архива данных по полетам позволяет:
■ просматривать наличие данных для полетов в виде таблицы по всем или только по отмеченным полетам;
■ преобразовывать данные полета из кадрового формата в более сжатый параметрический формат;
■ архивировать и разархивировать данные полета;
■ сохранять архивы данных о полетах на съемные магнитные носители (МД) и восстанавливать архивы с них;
■ удалять ненужные файлы данных и их архивы.
Задача ведение таблицы магнитных носителей позволяет:
■ просматривать БД «Магнитные носители» в виде таблицы;
■ регистрировать новые магнитные носители, используемые для хранения архивов данных;
■ удалять информацию о магнитных носителях, более не используемых для хранения архивов данных.
Функция ввода и предварительной обработки информации с магнитных носителей БСКО выполняется с помощью задач:
■ чтение МЛ ЭР БСК в покадровом формате;
• отбраковка и восстановление кадров;
■ разделение кадров данных по полетам;
■ регистрация новых полетов.
Задача чтение МЛ ЭР БСК в покадровом формате позволяет читать кадры с МЛ БСК в виде отдельных файлов.
Задача отбраковки и восстановления кадров позволяет:
■ проверить формат кадров и определить кадры ошибочной длины;
■ выполнить автоматическое удаление кадров ошибочной длины;
■ выполнить ручное удаление кадров ошибочной длины;
• определить интервалы непрерывной записи кадров на МЛ;
■ восстановить дату и время для отдельных интервалов кадров;
■ просматривать кадры файлов магнитной ленты во внешнем и внутреннем формате;
■ осуществлять поиск кадров с заданным номером;
■ осуществлять поиск кадров с указанным временем;
• осуществлять поиск кадров с указанными ситуациями.
Задача разделения кадров данных по полетам позволяет:
■ объединить кадры, относящиеся к одному полету;
■ разделить кадры, относящиеся к разным полетам;
• зарегистрировать полеты, по которым сформированы файлы данных в таблице полетов.
Задача переструктурирования и сжатия параметров полетов позволяет преобразовать файл данных полета из кадрового формата в сжатой и более удобной для последующей обработки файл параметров полета.
Функция анализа данных полетов выполняется с помощью задач:
■ получения справок по классификаторам контролируемых систем, параметров и ситуаций в полете;
■ получения справок по произвольным запросам к данным полетов с учетом заданных ограничений.
Задача получения справок по классификаторам контролируемых систем, параметров и ситуаций в полете позволяет получить справку о:
■ системах ВС;
■ параметрах и сигналах систем, контролируемых в полете;
■ ситуациях, определяемых по значениям параметров и сигналам.
Задача получения справок по произвольным запросам к данным полетов с учетом заданных ограничений позволяет:
• задать ограничения (условия) поиска по ВС, их полетам и значениям параметров и сигналов;
■ задать запрос на получение значений указанных параметров при заданных ограничениях;
• выполнить поиск полетов ВС, удовлетворяющих заданным ограничениям и получить значения указанных в запросе параметров;
■ построить графики полученных значений параметров.
Функция сбора данных и анализа техники пилотирования экипажей по наблюдаемым ВС выполняется с помощью задач:
■ ввода данных по технике пилотирования в полете;
■ просмотра параметров пилотирования;
■ анализа параметров пилотирования и построения графиков по выборкам полетов.
Задача ввода данных по технике пилотирования в полете позволяет ввести данные о:
■ командирах экипажей;
■ аэропортах;
■ допусках параметров, характеризующих технику пилотирования;
■ значениях параметров для конкретных полетов.
Задача просмотра параметров пилотирования позволяет просмотреть выбранные параметры по выбранным командирам экипажей.
Задача анализа параметров пилотирования по выборкам полетов позволяет:
■ вычислить средние показатели по заданным выборкам полетов;
■ оценить отклонения от допусков;
■ построить графики параметров.
АРМ БСК имеет связь с АРМ ТС и АРМ ЭТД.
2. АРМ ТС предназначен для оценки ТС систем и изделий ВС на основе:
■ параметрической информации АРМ БСК;
■ информации АРМ ЭТД и АРМ ЗИП.
Информация АРМ ТС позволяет оценить фактическое соответствие ТС систем предъявляемым требованиям и принять решение о режимах дальнейшей эксплуатации как ВС в целом, так и отдельных его систем, изделий и оборудовании.
АРМ ТС обеспечивает выполнение следующих функций:
■ учет ресурсов изделий на ВС;
■ учет отклонений от ТТ;
• выполненные доработки и бюллетени;
■ учет выполнения ТОиР;
■ поиск и устранение отказов и неисправностей.
Функция учета ресурсов изделий на ВС выполняется с помощью задач:
■ учета снятия, замены и установки изделий;
■ записи изменения ресурсов изделиям;
■ вывода данных по агрегатам, которые удовлетворяют (не удовлетворяют) условию в произвольном запросе пользователя;
■ контроля минимального запаса остатков ресурсов;
■ контроля полноты комплектации ВС;
■ вывода дополнительных работ по ТО изделий к определенной форме ТО;
• ведение протоколов установок и снятий изделий, изменений и продлений ресурсов.
Функция учета отклонений от ТТ предназначена для автоматизации обработки информации о повреждениях конструкции и отказах изделий, при которых допускается эксплуатация ВС до завершения рейса или до очередной формы ТО. Она обеспечивает:
■ регистрацию всех отклонений от ТТ, выявленных как БСК, так и при ТО;
• ведение перечня минимально допустимого исправного оборудования, необходимого для отправки ВС в рейс;
■ выдачу заданий на устранение отклонений от ТТ перед применением ВС или на очередной форме ТО;
■ регистрацию отклонений от ТТ.
Функция учета выполнения доработок, в том числе и по бюллетеням различных категорий, предназначена для регистрации и обработки данных о всех доработках, подлежащих выполнению на ВС, его системах и оборудовании на всех этапах эксплуатации и выполняемых изготовителем, эксплуатантом или ремонтным предприятием, в том числе и по комплектующим изделиям. Она обеспечивает:
• ввод и хранение информации, содержащейся в бюллетенях и контрольных
картах;
■ корректировку и учет изменений с ведением протоколов изменений бюллетеней и контрольных карт;
■ выдачу перечней действующих бюллетеней и справок по ним;
■ подбор перечней бюллетеней для выполнения на конкретном ВС на данной форме ТО;
■ ведение учета выполнения бюллетеней по номерам ВС и изделий.
Функция учета выполнения работ и форм ТОиР на ВС предназначена для
учета и планирования выполнения видов работ и форм ТОиР на ВС в процессе эксплуатации. Она выполняет:
■ формирование перечней плановых регламентных работ для очередной формы ТОиР по конкретному номеру ВС;
■ формирование индивидуальных работ ТОиР по конкретному номеру ВС;
■ перечень доработок и контрольных карт;
■ разовые указания и контрольные осмотры;
■ работы по агрегатам с ограниченным ресурсом;
■ работы по агрегатам, эксплуатируемым по состоянию;
■ работы при отклонениях от ТТ.
Функция поиска и устранения отказов и неисправностей предназначена для автоматизации сбора, обработки и хранения информации о надежности АТ, выработке алгоритмов поиска и принятия решений на устранение. Она выполняет:
■ сбор, обработку и хранение информации об отказах и неисправностях;
■ получение информации, облегчающей принятие решений при поиске и устранении неисправностей;
■ разработку и совершенствование алгоритмов поиска отказов;
■ прогнозирование объемов внеплановых работ по поиску и устранению отказов;
■ контроль уровня надежности изделий;
■ прогнозирование потребности в ЗИП;
■ ведение рекламационной работы;
■ получение информации об отказах по произвольному запросу или коду внешних проявлений;
■ получение текстов, алгоритмов и технологий устранения отказов;
■ получение перечней СНО и КПА, материалов и инструмента, необходимых для устранения отказов;
■ ведение и корректировку кодификатора внешних проявлений отказов;
■ корректировку программ поиска и устранения отказов.
3. АРМ ЭТД предназначен для автоматизированного ведения и учета изменений типовой эксплуатационной и ремонтной документации ВС в комплектации, поставляемой с ВС. Взаимодействует с АРМ ТС, АРМ БСК, АРМ ЗИП и АРМ СНО.
АРМ ЭТД обеспечивает выполнение следующих функций:
■ начальное заведение ЭТД;
■ введение изменений и дополнений ЭТД и их регистрацию;
■ выдачу справочной информации ЭТД qo запросу потребителя.
Функция начального заведения ЭТД в ЭВМ реализуется решением задач:
• разработки программы ведения машиноориентированной документации по данному типу ВС;
■ введение в ЭВМ полного комплекта действующей ЭТД, в том числе с указанием отличий по конструкции ВС и содержанию ЭТД по каждому номеру ВС.
Функция введения дополнений и изменений ЭТД и их регистрация, выполняется с помощью задач:
• разработки программ внесения изменений и дополнений к ЭТД и их учету;
■ внесение изменений и дополнений ЭТД;
■ ведение контрольных экземпляров ЭТД по типу ВС и каждому номеру;
■ ведение формуляров и паспортов на ВС и КИ с внесением всех требуемых сведений о комплектации, наработках, выполненных ТОиР, доработках и т. д. Функция выдачи справочной информации по запросу потребителя выполняется для информационного обеспечения планового и непланового ТОиР формированием следующих данных:
■ перечней плановых работ по каждой форме ТОиР каждого ВС;
■ справок по комплектации каждого ВС;
■ справок по истории ТОиР каждого ВС;
■ справок по отказам и неисправностям ВС и произведенных заменах КИ;
■ технологий выполнения работ ТОиР;
■ другой информации по запросу потребителя в соответствии с принятой системой кодирования ЭТД и программ ведения ЭТД.
4. АРМ ЗИП предназначен для автоматизации информационных процессов по контролю наличия, состояния, учета движения и формирования необходимого запаса агрегатов, запасных частей и материалов в соответствии с планируемым налетом парка ВС и нормами расхода согласно ЭТД. Взаимодействует с АРМ ТС, АРМ ЭТД, АРМ БСК.
АРМ ЗИП обеспечивает выполнение следующих функций:
■ формирование годовой поквартальной заявки;
■ формирование месячной заявки;
■ контроль наличия и состояния агрегатов;
■ учет агрегатов на земле;
■ учет драгоценных металлов;
■ учет движения агрегатов;
■ ТО агрегатов АиРЭО;
■ комплектация агрегатов;
■ рекламация.
Функция «Формирование годовой поквартальной заявки» предназначена для расчета, корректировки и формирования годовых (с разбивкой по кварталам) заявок на запасные части, агрегаты и расходуемые материалы. Она обеспечивает решение задач:
■ расчет заявок на заданный год (с разбивкой по кварталам) на заказ агрегатов 1-й категории и отправку агрегатов в ремонт;
■ редактирование рассчитанных данных и создание альтернативных вариантов заявок;
■ просмотр итогов заявочных кампаний и расхода агрегатов за прошлые годы;
■ корректировка заявок, в результате которой будут автоматически учтены накопившиеся с момента первоначального формирования годовой заявки неточности прогноза по отношению к текущим данным;
■ расчет заявок на закупку запасных частей и расходуемых материалов;
■ расчет суммы затрат на заявки по текущим ценам;
■ распечатывание подготовленной заявки.
Функция «Формирование месячной заявки в отдел комплектации и снабжения» предназначена для расчета, корректировки и формирования месячных заявок в ОМТС на поставку агрегатов на базе прогноза дефицита на предстоящий месяц. Она обеспечивает решение задач:
■ расчет дефицита по каждому типу агрегатов, определяемый текущим запасом в комплектовке, лабораториях, уходом агрегатов по ресурсу, отказам и досрочным съемам;
■ распечатка требований в ОМТС.
Функция «Контроль наличия и состояния агрегатов» предназначена для оперативного управления запасами. Она обеспечивает решение задач:
■ расчет и контроль рационального неснижаемого запаса в обменном фонде поданном прогноза за 30 суток;
■ формирование суточного задания на восстановление агрегатов;
■ формирование списка дефицитных агрегатов и подготовку заявок в ОМТС;
■ списание запасных частей и агрегатов;
■ выдачу справок о прогнозе заявок для комплектации агрегатов, о наличии агрегатов, их текущем состоянии и местонахождении;
■ просмотр и корректировку паспортов агрегатов.
Функция «Учет агрегатов на земле» предназначена для ведения паспортов агрегатов, находящихся на земле, заведения паспортов вновь прибывших агрегатов, контроля перемещения агрегатов между подразделениями и учета наличия агрегатов в них. Она представляет собой набор функционально законченных программ (блоков):
■ паспорт агрегата;
■ движение агрегатов;
■ наличие агрегатов.
Функция «Учет драгоценных металлов» предназначена для учета содержания драгоценных металлов в агрегатах, находящихся на земле, создания машинных и печатных форм отчетности по содержанию драгоценных металлов.
Функция «Учет движения агрегатов» предназначена для контроля перемещения агрегатов между подразделениями.
Она обеспечивает выполнение следующих операций:
■ изменение информации о местонахождении агрегата при приходе (уходе) в подразделении;
■ ведение журнала прихода и ухода агрегатов;
■ ввод данных в систему о вновь прибывших агрегатах.
Функция «ТО агрегатов АиРЭО» предназначена для информационного обеспечения процессов ТО, проведения ремонтных и профилактических работ по состоянию агрегатов АиРЭО в лабораториях, ведения архивов паспортов агрегатов, находящихся на земле, заведения паспортов вновь прибывших агрегатов, контроля перемещения агрегатов между обменным фондом и лабораториями. Она состоит из функционально законченных программ:
■ движение агрегатов;
■ распределение задания;
■ отчет техника.
Функция «Комплектация агрегатов» предназначена для автоматизации сбора информации и принятия решений в процессе формирования комплекта агрегатов для периодического и оперативного ТО ВС. Она обеспечивает:
■ автоматический или ручной ввод задания на периодическое или оперативное ТО ВС;
■ просмотр и корректировку задания на комплект агрегатов;
■ формирование вариантов комплектов агрегатов;
■ просмотр комплекта агрегатов.
Функция «Рекламация» предназначена для ведения рекламационнопретензионной работы.
Она обеспечивает:
■ формирование рекламационно-претензионной документации и контроль за сроками прохождения документов;
■ контроль за процессами восстановления изделия в авиапредприятии силами предприятия-изготовителя, замены отказавшего агрегата представителем промышленности, получения восстановленного изделия после исследования, возмещения убытков, связанных с внутрипортовыми расходами;
■ комплектацию и регистрацию входящей и исходящей документации;
■ систематизацию информации, поступающей от организаций, проводящих исследование отказавших изделий;
■ формирование статистических отчетов по рекламационно-претензионной деятельности.
5. АРМ ПД «Управление производственной и хозяйственной деятельностью» предназначен для автоматизации процессов организационной структуры. АРМ ПД выполняет следующие функции:
■ кадры;
■ планово-экономический отдел;
■ табель;
■ учеба;
■ охрана труда и техника безопасности;
■ руководитель;
а) функция «Кадры» используется в авиапредприятиях, имеющих в своей структуре отдел кадров, и предназначена для ведения и учета сотрудников. Она обеспечивает:
■ ведение и учет рабочих и служащих и обеспечение этой информацией других подсистем комплекса;
■ ведение архива;
■ выдачу информации о сотрудниках по стандартным и произвольным запросам;
■ контроль собственной работоспособности и восстановление;
б) функция «Планово-экономический отдел» в случае отсутствия подсистемы «Кадры» в структуре авиапредприятия осуществляет функции этой подсистемы, а также предназначена производить расчеты плановой и экономической деятельности авиапредприятия;
в) функция «Табель» предназначена для ведения табельного учета. Она обеспечивает:
■ ведение месячного табеля подразделения;
■ ведение архива;
■ выдачу информации о сотрудниках по вопросам охраны труда и наличия допуска к ТО в стандартных формах с выдачей результатов на экран, на печатающее устройство;
г) функция «Учеба» предназначена для автоматизации процессов сбора и обработки информации по вопросам учебы и повышения квалификации сотрудников и ведения соответствующего архива;
д) функция «Охрана труда и техника безопасности» предназначена для автоматизации процессов сбора и обработки информации по вопросам охраны труда и техники безопасности, формирования наглядных форм представления этой информации и ведения соответствующего архива;
е) функция «Руководитель» предназначена для автоматизации процессов обеспечения руководящего состава оперативной информацией по вопросам функционирования и состояния СВП, по кадровым вопросам и вопросам учебы, по охране труда и технике безопасности.
6. АРМ СНО «Управление средствами ТО» предназначен для учета состояния и формирования комплектности средств для проведения периодического и оперативного ТО. АРМ СНО выполняет следующие функции:
■ метрология;
■ комплектация средств ТО;
а) функция «Метрология» предназначена для автоматизации обработки информации метрологических служб. Она обеспечивает:
■ формирование графиков поверки СИ с возможностью коррекции сроков поверки и контролем загрузки стендов поверки в заданный отрезок времени;
■ регистрацию перемещения СИ;
■ выдачу справок о состоянии СИ по стандартной или произвольной форме;
■ ведение ЭТД по СНО и КПА аналогично АРМ ЭТД;
■ контроль выполнения графиков поверки;
■ формирование ведомостей выполненных поверок/ремонтов СИ;
■ регистрацию времени использования образцовых СИ при поверке с начала года;
б) функция «Комплектация средств ТО» предназначена для учета состояния и формирования комплектов СНО и КПА для оперативного и периодического ТО самолетов.
Основной задачей ИУС является оперативное восстановление технического состояния ВС.
Восстановление ТС ВС, системы или изделия определяется последовательным решением задач контроля, идентификации состояния и, при необходимости, перевода в требуемое состояние.
Критериями оптимизации решения этих задач в зависимости от обстоятельств могут быть:
■ минимальное время восстановления;
■ минимальная трудоемкость восстановления;
■ наибольшая вероятность восстановления.
Алгоритмы всех этих классов — это алгоритмы без циклов, «элементарными» операторами которых являются проверки и операции восстановления. Алгоритмы являются условными, поскольку проверки являются аналогами условных операторов и результаты проверки определяют, какая ветвь алгоритма будет выполняться, а какая нет. В зависимости от класса алгоритма он может завершаться определением состояния с заданной точностью или приведением системы в работоспособное либо исправное состояние. Визуально все алгоритмы могут быть представлены в виде дерева, вершины которого есть проверки или операции восстановления, а ветви соответствуют переходу к следующей операции по завершению алгоритма.
7.1. По хранению информации:
а) ведение (ввод, хранение, возможность коррекции) полетных карт и результатов наземного опробования двигателей. Длительность хранения зависит от применяемой методики обработки;
б) ведение формулярных данных по параметрам двигателей.
7.2. По обработке и представлению информации:
а) обработка введенных параметров двигателей и выдача сообщений в зависимости от применяемой методики;
б) графическое представление поведения параметров в осях величина параметра — наработка (в зависимости от применяемой методики могут использоваться такие значения параметров, как приведенное, начальное, предельное, допустимое, прогнозное, зрительное и т. п.);
в) возможность оперативного получения информации о:
— замене агрегатов, влиявших на изменение параметров; проводимых формах ТО;
— выполненных регулировках;
— результатах анализа масла;
— обнаруженных дефектах лопаток.
8. Система учета оперативного состояния парка АТ (диспетчирование) предназначена для сбора и хранения информации по отдельным ВС, существенной для планирования и сопровождения процесса технического обслуживания АТ.
Основными требованиями, предъявляемыми к системе, являются:
— достоверность информации о состояниях ВС;
— оперативность внесения изменений в информацию.
8.1. Достоверность фиксируемой информации обеспечивается путем организации системы идентификации лиц, вносящих в нее изменения.
При реализации системы на базе компьютерной технологии процесс сбора информации может быть реализован двумя способами:
а) ввод информации об изменении текущего состояния ВС осуществляется непосредственно диспетчером на основании сообщений, поступающих от служб авиапредприятия с использованием различных средств связи (телефон, пневмопочта, и др.);
б) ввод информации об изменении текущего состояния ВС осуществляется непосредственно должностными лицами служб авиапредприятия в рамках их зон ответственности.
8.2. Система учета оперативного состояния парка АТ (диспетчирование) ИУС АТБ, реализованная на базе компьютерной технологии, должна обеспечивать:
а) сбор, хранение и обработку информации о текущем состоянии ВС парка и его изменениях (по стандартному перечню типовых состояний ВС);
б) представление по запросам пользователей (инженер по оперативному планированию и диспетчер) информации, требуемой для принятия решений по вопросам оперативного планирования эксплуатации ВС парка и диспетчеризации;
в) хранение информации о изменениях состояний авиационной техники в течение срока ее службы;
г) формирование по запросам отчетов о состоянии самолетомоторного парка, за требуемые периоды времени как для пользователей АТБ, так и для внешних организаций ГА («Карточка суточного состояния самолета», «Отчет о распределении календарного времени самолетов по их состоянию» и др.).
9. Система учета отказов и неисправностей предназначена для автоматизации сбора, обработки и хранения информации по отказам и неисправностям основных и комплектующих изделий самолетов базового парка авиапредприятия.
Эта информация является основой для решения целого ряда задач, возникающих в процессе эксплуатации авиатехники:
— анализа надежности;
— получения информации, облегчающей принятие решений при поиске и устранении отказов;
— разработки и совершенствования алгоритмов поиска отказов;
— ведения рекламационно-претензионной работы;
— прогнозирования потребности авиапредприятия в запасных частях;
— прогнозирования объемов и трудоемкости работ по ТОиР.
Реализация системы учета отказов и неисправностей должна удовлетворять следующим требованиям:
9.1. По вводу и хранению информации:
а) допускать как централизованный ввод информации по отказам и неисправностям с унифицированных бумажных носителей (КУН), так и распределенный ввод информации без использования специальных бумажных носителей;
б) обеспечивать минимальную трудоемкость при вводе информации по отказам — основной объем информации должен заполняться автоматически из соответствующих БД по основным и комплектующим изделиям;
в) обеспечивать архивирование данных, тестирование на полноту и правильность заполнения информации по отказам.
9.2. По обработке и представлению информации:
а) возможность получения информации по отказам в соответствии с запросом, формируемым пользователем;
б) создание стандартной отчетности, посылаемой в вышестоящие органы (отчет о распределении отказов по подсистемам ВС, отчет по отказам и неисправностям в формате, согласованном с государственными органами управления ГА);
в) вывод информации по отказам в графическом виде.
10. Система анализа надежности предназначена для контроля уровня надежности систем ВС и комплектующих изделий и его восстановления при возможных отклонениях.
Реализация системы анализа надежности должна обеспечивать: а) получение значений выбранных показателей надежности в табличном или графическом виде;
б) статистический анализ показателей надежности (контрольные карты, гистограммы) с графическим представлением результатов;
в) создание стандартной отчетности, посылаемой в вышестоящие органы.
11. Реализация задачи обработки и анализа полетной информации должна обеспечивать:
а) считывание полетной информации с бортовых накопителей;
б) экспресс-анализ параметрической информации в соответствии с перечнем алгоритмов Генерального конструктора ВС;
в) экспресс-анализ параметрической информации в соответствии с дополнительным перечнем алгоритмов, представленных заказчиком;
г) редактирование и ввод паспортных данных и редактирование градуировок;
д) документирование;
е) вторичную (в том числе статистическую) обработку полетной информации.
12. Общие требования к компьютерной информационно-управляющей системе (ИУС) эксплуатационного авиапредприятия, существенно влияющие на качество информационного обеспечения ТО ВС:
а) наличие единого информационного пространства ИУС. Принципиальная воз
можность доступа с любого рабочего места к любой информации системы. Одновременная работа с информацией многими пользователями;
б) ввод входной информации ИУС непосредственно в тех местах (службах авиа
предприятия), где эта информация возникает или впервые попадает в авиапредприятие. Исключение многократного ввода одной и той же информации;
в) алгоритмическое обеспечение полноты и правильности вводимой информации. Ведение словарей данных и эталонных значений;
г) защита информации от несанкционированного доступа, в том числе средствами системного программного обеспечения;
д) периодическое резервное копирование информации на внешние магнитные (магнитно-оптические) носители;
е) возврат к исходному состоянию информации в системе в случаях обнаружения пользователем ошибок при вводе данных, системных ошибок, аппаратных сбоях и т. п.;
ж) ведение протоколов доступа к данным ИУС и изменения информации;
з) наличие компетентной службы администрирования ИУС.
13. Типовые варианты построения комплекса технических средств для автоматизированного учета и планирования работ по ТОиР:
а) локальная вычислительная сеть (ЛВС) из IBM-совместимых персональных ЭВМ, охватывающая основные технические службы авиапредприятия, выполненная в стандарте Ethernet. Выделенный файловый сервер (высоконадежная персональная ЭВМ с резервом или специализированный файл- сервер). Электропитание файл-сервера и наиболее ответственных рабочих станций производится от источников бесперебойного питания. ЛВС функционирует под управлением сетевой операционной системы Novell NetWare, рабочие станции — под DOS;
б) центральная ЭВМ под управлением многопользовательской, многозадачной операционной системы (UNIX, OS/2, VAX VMS…) с терминалами в основных технических службах авиапредприятия.
Не рекомендуется построение системы на основе морально и физически устаревших ЭВМ серии ЕС и СМ.
14. Организация контроля уровня надежности ВС и комплектующих изделий.
1. Организационная структура.
Программа контроля надежности должна содержать организационную схему, включающую:
— перечень организационных элементов, отвечающих за функционирование и руководство выполнением программы;
схему взаимодействия между организационными элементами с указанием иерархии полномочий и ответственности;
— порядок внесения изменений в программу.
2. Система сбора и регистрации данных.
Система сбора и регистрации данных, необходимых для контроля надежности должна обеспечивать:
— оперативность;
— достоверность;
— полноту;
— небольшую трудоемкость сбора и регистрации.
Эти качества системы сбора и регистрации могут быть достигнуты при использовании:
— специализированных программ подсистем, работающих в составе локальной вычислительной системы, обеспечивающей информационную поддержку процессов технической эксплуатации ВС;
— распределенного способа сбора и регистрации данных;
— квалифицированных специалистов, производящих регистрацию данных;
— унифицированных классификаторов данных.
К числу унифицированных классификаторов относятся следующие:
— типов ВС и ОИ;
— бортового оборудования ВС;
внешних проявлений отказов и неисправностей;
— заводов-изготовителей и ремонтных заводов;
— предприятий-владельцев ВС и аэропортов посадки;
— форм ТО;
— этапов обнаружения отказов;
— характера отказов;
— последствий отказов;
— причин задержки рейсов;
— способов устранения отказов; принятых мер по устранению отказов.
Типовой формат данных, обеспечивающий решение большинства задач по программе контроля уровня надежности, приведен в табл. 6.11.
3. Система сбора и обработки информации о надежности ВС должна соответствовать действующим в отрасли ГА РФ типовым положениям. Для импортных ВС может применяться циркуляр ИКАО № 95АН/78.
4. Контрольные уровни надежности агрегатов и изделий ВС, правила обработки и принятия решений устанавливает разработчик ВС в эксплуатационной документации.
В Руководстве по ТОиР эксплуатант показывает свои возможности по выполнению этих требований ссылкой на соответствующие организационные структуры, имеющиеся у него для этих целей.
5. Эксплуатант может предложить любые другие методы и способы сбора и обработки информации о надежности изделий и принятия решений, не установленные в ЭТД.
В этом случае он должен разработать соответствующие инструкции и согласовать их с разработчиком ВС и ГОУ ВТ. В Руководстве по ТОиР в этом случае должны быть ссылки на эти инструкции.
6. В Руководстве по ТОиР эксплуатант должен указать материально — техническую базу, на основе которой производятся сбор, обработка информации о надежности.
Сюда должны включаться применяемые носители информации, ЭВМ, структурное подразделение, решающее эти вопросы, и другие сведения по информационному обеспечению ТОиР у данного эксплуатанта.
Таблица 6.11 Типовой формат данных для контроля уровня надежности
|
Раздел данных |
Содержание данных раздела |
Классификатор |
Общая информация по отка — зам и неисправностям |
1.12.Код этапа обнаружения |
1.12.1. Подготовка к вылету |
1.12.2. Буксировка |
||
1.12.3. Запуск двигателей |
||
1.12.4. Руление |
||
1.12.5. Оперативное ТО |
||
1.12.6. Периодическое ТО |
||
1.12.7. Диагностирование |
||
1.12.8. Взлет |
||
1.12.9. Набор высоты |
||
1.12.10. Эшелон |
||
1.12.11. Заход на посадку |
||
1.12.12. Посадка |
||
1.12.13. Висение |
||
1.13. Код системы/подсистемы ВС |
1.13.1. По ГОСТ 18675—79 |
|
1.14. Код подтверждения отказа на земле |
1.14.1. Подтвердился |
|
1.14.2. Не подтвердился |
||
1.14.3. Не проверялся |
||
1.15. Код последствий отказа |
1.15.1. Без последствий |
|
1.15.2. Задержка рейса |
||
1.15.3. Замена ВС |
||
1.15.4. Инцидент |
||
1.16. Код причины задержки рейса |
1.16.1. Поиск адреса неисправности |
|
1.16.2. Ожидание запчастей |
||
1.16.3. Ожидание средств ТО |
||
1.17. Код способа устранения отказа |
1.17.1. С заменой |
|
1.17.2. Со съемом |
||
1.17.3. Без съема |
||
1.18. Число КИ, снятых по отказу |
||
1.19. Описание внешнего проявления отказа |
||
1.20. Перечень работ, проведенных при устранении отказа |
||
1.21. Код поразделения, устранявшего отказ |
||
1.22. Код специалиста, устранявшего отказ |
||
Информация по ОИ ВС (планер, двигатель, ВСУ) |
2.1. Код завода-изготовителя |
|
2.2. Дата выпуска |
||
2.3. Число ремонтов |
||
2.4. Код завода последнего ремонта |
Раздел данных |
Содержание данных раздела |
Классификатор |
Информация по ОИ ВС (планер, двигатель, ВСУ) |
2.5. Дата ремонта |
|
2.6. Наработка СНЭ |
2.6.1. Часы |
|
2.6.2. Посадки |
||
2.6.3. Циклы |
||
2.6.4. Запуски |
||
2.7. Наработка ППР |
2.7.1. Часы |
|
2.7.2. Посадки |
||
2.7.3. Циклы |
||
2.7.4. Запуски |
||
2.8. Ресурс гарантированный |
2.8.1. Часы |
|
2.8.2. Посадки |
||
2.8.3. Циклы |
||
2.8.4. Запуски |
||
2.8.5. Календарный |
||
2.9. Ресурс межремонтный |
2.9.1. Часы |
|
2.9.2. Посадки |
||
2.9.3. Циклы |
||
2.9.4. Запуски |
||
2.9.5. Календарный |
||
2.10. Ресурс назначенный |
2.10.1. Часы |
|
2.10.2.Посадки |
||
2.10.3. Циклы |
||
2.10.4. Запуски |
||
2.10.5. Календарный |
||
2.11. Дата последней установки на ВС |
||
Информация по отказавшим КИ |
3.1. Код КИ |
3.1.1. Классификатор бортового оборудования ВС |
3.2. Шифр КИ |
||
3.3. Заводской номер КИ |
||
3.4. Код лица установки на ВС |
||
3.5. Подтверждение отказа КИ |
3.5.1. Подтвердился |
|
3.5.2. Не подтвердился |
||
3.5.3. Не проверялся |
||
3.6. Код причины отказа |
3.6.1. Установленная |
|
3.6.2. Предполагаемая |
||
3.7. Причина отказа КИ |
||
3.8. Дата выпуска КИ |
||
3.9. Код завода-изготовителя |
Раздел данных |
Содержание данных раздела |
Классификатор |
Информация по отказавшим КИ |
3.10. Наработка СНЭ |
3.10.1. Часы |
3.10.2. Посадки |
||
3.10.3. Циклы |
||
3.11. Количество ремонтов КИ |
||
3.12. Наработка ППР |
3.12.1. Часы |
|
3.12.2. Посадки |
||
3.12.3. Циклы |
||
3.13. Дата последнего ремонта |
||
3.14. Код завода ремонта |
||
3.15. Код внешнего проявления отказа КИ |
||
3.16. Код принятых мер по устранению отказа |
3.16.L Восстановлен эксплуатантом |
|
3.16.2. Списан |
||
3.16.3. Направлен в ремонт |
||
3.16.4. Направлен на исследование |
||
3.16.5. Подлежит рекламации |
||
3.16.6. Восстановлен представителем завода-изготовителя |
||
3.17. Ресурс гарантийный |
3.17.1. Часы |
|
3.17.2. Посадки |
||
3.17.3. Циклы |
||
3.18. Ресурс межремонтный |
3.18.1. Часы |
|
3.18.2. Посадки |
||
3.18.3. Циклы |
||
3.19. Число замененных элементов РЭО |
||
3.20. Схемный номер элемента РЭО |
Типовая организационная структура службы информационного обеспечения
эксплуатанта.
В данной рекомендации по штатному расписанию обслуживающего персонала программно-технического комплекса ИУС АТБ приведены ориентировочные значения численности персонала. Конкретные численность и состав служб определяются объемом внедряемых подсистем, размерами, АТБ, его производственной структурой и т. п.
В отдельных случаях выполнение указанных в настоящем документе должностных обязанностей может быть возложено на работников основного производства, имеющих необходимую квалификацию и сходный режим работы, что отражается в соответствующих дополнениях к должностным инструкциям.
1. Администратор ИУС (административная группа).
1.1. Ориентировочная численность — 2 чел.
1.2. Специализация — инженер АТБ или инженер-системотехник или инженер-программист, владеющий вопросами использования вычислительной техники, функционирования служб АТБ, построения и функционирования информа — ционно-управляющих систем.
1.3. Должностные обязанности.
Выполнение всей необходимой административной работы по поддержанию исправности и работоспособности ИУС, ее модернизации и развитию, в том числе:
— контроль и управление составом и структурой ИУС;
— распределение средств вычислительной техники между функциональными задачами и пользователями;
— определение прав доступа и полномочий пользователей;
— определение порядка и контроль за архивированием и восстановлением информации;
— управление изменением файловой структуры ОС ЛВС;
— взаимодействие с разработчиком по вопросам обслуживания, модернизации и наращивания ИУС.
2. Инженер по электронике, техник по электронике.
1.1. Ориентировочная численность — 1-2 чел.
2.2. Специализация — инженер-электронщик, техник-электронщик.
2.3. Должностные обязанности.
Поддержание исправного состояния электронных компонентов комплекса, в том числе:
— проведение профилактических работ;
— мелкий ремонт и изменение (при необходимости) конфигурации технических средств;
— организация ремонта технических средств.
3. Техник-электрик.
3.1. Ориентировочная численность — 1 чел.
3.2. Специализация — техник-электрик.
3.3. Должностные обязанности.
Обеспечение исправности электросети и кабельной сети, используемых ИУС.
4. Оператор ИУС.
4.1. Ориентировочная численность — 4 чел. (при круглосуточном режиме) 1 чел. (при дневном режиме) (режим работы круглосуточно при круглосуточном режиме использования ИУС).
4.2. Специализация — техник-программист или инженер-программист (старший оператор).
4.3. Должностные обязанности.
Оперативное обеспечение функционирования ИУС, в том числе:
— включение — выключение сервера, запуск и перезапуск ИУС;
— архивирование и восстановление информации;
— восстановление ОС ЛВС в случае отключения питания, управление использованием автономных источников питания;
— предоставление информации пользователям о состоянии ИУС и разрешение локальных конфликтов;
— контроль прав и условий доступа пользователей.